narexpert.ru | Главная > Статьи > Указ Президента от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Рейтинги для отчетности

Рейтинги организаций, которые формируются в регионах, не используются населением в повседневной жизни

Опубликовано: 25 июля 2014, 2:06

В одном из майских указов президент поручил создать систему независимой оценки организаций, оказывающих услуги в социальной сфере. Иными словами, в каждом регионе страны должны регулярно формироваться и публиковаться в Интернете рейтинги школ, вузов, поликлиник и больниц, музеев, библиотек и проч. Основные цели проекта, во-первых, сделать информацию о работе учреждений открытой и доступной для населения, позволить жителям страны получать непредвзятую оценку их деятельности. В то же время, рейтинги должны служить стимулом для организаций повышать качество своих услуг.

Исследование рейтингов, сформированных на сегодняшний день в регионах, рисует нам пока не самую симпатичную картину. Судя по тому, в как, где и каком виде представлены рейтинги организаций, задача проекта, по всей видимости, не вполне понятна ее исполнителям.

Прежде всего это выражается в том, что опубликованные рейтинги не являются для людей подспорьем в выборе той или иной организации. Согласно результатам анкетирования, из 320 опрошенных 80% никогда не слышали о независимой системе оценки качества организаций социальной сферы. Жителям страны попросту не рассказали о существовании рейтингов и возможности пользоваться ими в повседневной жизни.

Допустим, человеку о рейтингах известно, но здесь всплывает следующая проблема – рейтинг труднодоступен для поиска. В большинстве своем рейтинги опубликованы только на сайтах региональных ведомств, при этом размещены в неудобных разделах, в которых пользователям попросту не придет в голову искать информацию об организациях. К примеру, в Брянской области рейтинги организаций социальной сферы размещены на сайте Государственной службы по труду и занятости населения в разделе “Указы Президента” в пункте меню “Реализация указа № 597”. Вряд ли, желающие ознакомиться с рейтингами организаций, будут искать их в этом разделе.

Помимо проблем с поиском рейтингов, люди сталкиваются с трудностью их понимания. В основном рейтинги публикуются в виде громоздких таблиц со множеством цифр и показателей, при этом пояснения к ним отсутствуют. Более того, зачастую невозможно определить, насколько независимой была оценка организаций, т.к. нет информации, кем и по какому принципу формировался рейтинг.

Отчеты региональных властей о проделанной работе в создании независимой оценки выпускаются регулярно, но ведь по факту, на качестве жизни людей это никак не отражается. Люди все еще не получают ясной и понятной информации, а у организаций нет соответствующей мотивации повышать качество своих услуг. Это значит, что несмотря на отчеты, система не работает.

Как же сделать так, чтобы система все-таки заработала и приносила реальную пользу? В первую очередь, нужно изменить подход к ее созданию – вывести из плоскости «сделать нечто и поставить галочку» в плоскость оказания помощи людям в конкретной проблеме. Двухгодичная практика формирования рейтингов показала, что для региональных властей эта задача очень сложна, им надо помогать. Поэтому, имеет смысл создать единую информационную платформу для оповещения людей о рейтингах и их результатах.

Во-первых, важно информировать жителей о существовании рейтингов не только через административные интернет-сайты, многие люди просто не используют их для получения той или иной информации. Для того, чтобы люди узнали о рейтинговой системе и смогли принять в ней участие, нужно информировать их через федеральные и региональные СМИ, и задействовать при этом не только интернет, но и печатные издания, региональное телевидение и радио. Для определенных кругов населения эффективно использовать социальные сети.

Во-вторых, логично создать общероссийский интернет-портал, посвященный рейтингам учреждений социальной сферы, который позволял бы всем желающим пользователям принять участие в оценке организаций. В-третьих, необходимо размещать рейтинги непосредственно в самих учреждениях, которые «рейтингуются».

Несомненно, важно также разработать единую форму визуализации рейтингов, они должны стать наглядными, понятными и интересными для населения. Людям должно стать удобно пользоваться рейтинговой системой и легко принимать в ней участие.

Можно продолжить перечисление как недостатков рейтинговой системы, так и способов их преодоления. Если смотреть в разрезе исполнения указов президента, то формально, опять же на уровне отчетов, указ выполнен, но легче и лучше ли от этого людям жить? В конкретном случае президентские поручения и их исполнение циркулируют внутри властных структур. В этой цепи нет человека, для которого все это создавалось.


Теги: , , ,

Leave a Reply

Войти с помощью: 
 


  • Методика по
    контролю за
    качеством домов

 

Login