Порядок, как в банке: в ОНФ хотят обуздать рынок ЖКХ по примеру финсектора
Сегодня сфера российского ЖКХ представляет собой область, где скопилось множество проблем самого разного характера: начиная от путаницы с управляющими компаниями и заканчивая такой абсурдной проблемой, как «новое аварийное жилье». Очевидно, что для наведения порядка здесь необходимы жесткие меры. Но мы видим, что даже такие, казалось бы, серьезные шаги, как штрафные санкции, которые Минстрой РФ ввел год назад по отношению к регионам, не выполняющим целевые показатели по расселению аварийного жилья, на деле оказались не эффективны, считает руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев.
Рецепты известны и уже работают
«Штраф налагается на регион, а не на конкретных чиновников, которые допускают срыв сроков по расселению «аварийки», — замечает Николаев. — По сути, это освобождает чиновников от персональной ответственности. Кроме того, представители региональной власти шантажируют Москву при наличии угрозы наложения штрафа — ведь если регион будет оштрафован, то у него якобы точно не будет возможности осуществить программу расселения в будущем».
Основная проблема, на взгляд эксперта, состоит в том, что до сих пор не выработан комплекс мер, который мог бы обеспечить прозрачность и контроль за надежностью участников рынка ЖКХ.
«Между тем не нужно ничего выдумывать. На наш взгляд, целесообразно обратиться к успешному опыту финансового сектора, — уверен руководитель Центра. – 15—20 лет назад в России работало огромное количество страховых компаний, специализировавшихся на серых схемах, банков, которые на деле представляли собой «прачечные», где «отмывали» деньги, и многие другие подобные им организации. И посмотрите, как жестко этот рынок отрегулирован сейчас, насколько тут все четко и прозрачно. Я убежден, что эти приемы можно и нужно применить к рынку ЖКХ».
В качестве примера эксперт приводит актуальную проблему «двойников» среди управляющих компаний. Аналогичная ситуация была и на страховом рынке — но ее удачно решили поправки в ФЗ «Об организации страхового дела». С 2005 года стало попросту невозможно получить лицензию на ведение страховой деятельности, если предполагается использовать наименование, схожее с тем, которым уже обладает субъект, работающий на этом рынке. «Почему бы теперь, когда с мая 2015 года введено лицензирование деятельности управляющих компаний, не применить этот же прием?» — задается вопросом Николаев.
Как спастись от беспредела
Кроме того, на рынке ЖКХ есть немало персонажей с крайне скверной репутацией, и никаких надежд на их реабилитацию не остается. Почему бы и здесь не применить опыт финансового рынка? Там был сформирован черный список акционеров и высших менеджеров, которым ни при каких условиях регулятор не согласует ни покупку банка или страховой компании, ни назначение в органы управления финансовой компании. Данный список жизненно необходим и рынку ЖКХ — в противном случае, оздоровление никогда не наступит, ведь добровольно эти «герои» никуда не уйдут.
Для повышения контроля над средствами, задействованными в сфере ЖКХ, Николаев также считает уместным ввести практику ежедневной отчетности деятельности каждой управляющей компании: «На сегодняшний день и банки, и негосударственные пенсионные фонды работают по принципу ежедневной отчетности. Кроме того, Центробанк активно готовит и страховые компании к переходу в аналогичный режим работы. Мало того, если возникают малейшие сомнения в устойчивости того или иного участника финансового рынка, то регулятор имеет полное право запросить отчетность в любой момент». Не надо забывать, что управляющие компании — это структуры, которые аккумулируют средства граждан, и они не меньше банков нуждаются в жестком контроле, напоминает Николаев: «Непонятно, почему Минстрой не может ввести описанные выше регулирующие меры, которые давно доказали свою эффективность на финансовом рынке?»
В Центре также предлагают использовать опыт рейтингования, применяемый для оценки надежности финансовых компаний, — это будет действенно, прежде всего, в отношении застройщиков и управляющих компаний, считают эксперты ОНФ.
Пока что для организаций сферы ЖКХ нет требований по раскрытию всей полноты информации, которая позволила бы объективнее судить о надежности компании. Однако, раз речь идет о государственных программах в сфере ЖКХ, такое требование должно быть обязательным.
«Сегодня застройщики, например, при реализации программы расселения «аварийки», где задействованы бюджетные средства, не обязаны соблюдать подобные правила, что весьма странно, — отметил Николаев. — В итоге люди сталкиваются с беспределом со стороны участников сектора ЖКХ, от чего потери — и финансовые, и моральные — несут многие граждане нашей страны. И исправить сложившуюся проблемную ситуацию могут лишь только жесткие и бескомпромиссные меры».
Лада Михайлюк
Продолжение на сайте: Федеральное Агентство Новостей