narexpert.ru | Главная > Статьи

На социальном фронте без перемен

В социальном обслуживании россиян практически ничего не изменилось, считают эксперты Центра мониторингов указов президента «Народная экспертиза» ОНФ

Опубликовано: 6 мая 2015, 18:10

Очередное исследование Центра мониторинга «Народная экспертиза» посвящено начавшейся с 1 января 2015 г. реализации ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан» от 28.12.2013 г. На этом этапе важно было оценить первые результаты и понять, насколько успешно идет внедрение в действие положений закона. Предварительные выводы Центра сводятся к следующему: то, что 89%, опрошенных им экспертов не заметили каких-либо изменений и считают, что соцуслуги получают только те, кто их получал и раньше – результат плохой работы региональных органов власти по информированию людей о положениях нового закона.

По данным социологических исследований Фонда «Общественное мнение» (ФОМ -http://fom.ru/Nastroeniya/11935), посвященным социальному самочувствию граждан России за 2013-2014 гг., 58% россиян недовольны положением дел в своем регионе, при этом, 65% опрошенных выделили рост цен на товары и услуги, 50% – низкий уровень зарплат, 34% – низкий уровень пенсий, стипендий, пособий, а 17% выразили обеспокоенность по поводу качества социального обеспечения и социальной защиты населения.
Вопросы повышения уровня, качества и эффективности системы социального обслуживания россиян неоднократно поднимались в публичных выступлениях президентом России, в которых особо подчеркивалось, что особое внимание, должно уделяться людям старшего возраста: «В нашем обществе уже давно есть запрос на новую, современную политику в отношении людей старшего возраста. Она должна опираться на дифференцированный подход, на создание условий, обеспечивающих как активное долголетие, так и эффективную поддержку тем, кто нуждается, действительно, в помощи».
Назначение ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан» как раз и состоит в том, чтобы повысить уровень, качество и эффективность системы социальной поддержки населения.
Два года с момента, когда Закон был принят, до начала его реализации понадобились для того, чтобы подготовить и принять целый пакет необходимых федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующих основные принципы работы социального обслуживания. Новый закон, в частности, уточняет условия предоставления социальных услуг, права и обязанности их получателей и поставщиков, а главное – расширяет и уточняет то, кто является получателем этих услуг. Так, теперь к категории нуждающихся в соцуслугах относятся те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста или инвалидности; семьи с инвалидом или семьи с ребенком-инвалидом, нуждающемся в постоянном уходе; семьи с ребенком, испытывающем трудности в социальной адаптации; безработные и др.
Положения Закона предусматривают разработку индивидуальных программ для нуждающихся в социальных услугах, создание реестра поставщиков социальных услуг с открытой информацией о тарифах и условиях их предоставлениями (платно/бесплатно), необходимость создания в регионах «горячих линий», которые будут предоставлять информацию и разъяснять положения закона и проч.
Центр «Народная экспертиза» провел мониторинг начального этапа реализации ФЗ-442, чтобы получить представление о том, насколько успешно идет внедрение в действие положений закона и оценить первые результаты.
Первая часть исследования была посвящена проверке наличия необходимой информации в открытом доступе в сети Интернет, как требует Закон, на официальных порталах региональных органов исполнительной власти.

Выводы второго этапа исследования базировались на результатах, проведенных экспертных интервью с представителями Союзов пенсионеров, ветеранов войн и инвалидов, представителей служб, оказывающих социальные услуги, а также общественных организаций пациентов.

Оба этапа проводились с 10 по 13 февраля 2015 года в 8 федеральных округах (за исключением Крымского ФО), в которых были отобраны по 4 региона (всего 32 субъекта РФ).
Мониторинг на наличие необходимой информации показал, что на всех исследованных официальных сайтах региональных властей, имеется в свободном доступе информация о ходе реализации закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», нормативно-правовых актах, можно ознакомиться с «Планом информационно-разъяснительной работы с получателями социальных услуг», «Перечнем оказываемых социальных услуг» и «Тарифами на оказываемые социальные услуги».
Необходимо отметить, что доступна, и вся необходимая информация о поставщиках социальных услуг: организационно-правовая форма, регистрационные данные, опыт работы в социальной сфере, юридический адрес, перечень оказываемых услуг, условия их оказания (платно/бесплатно), тарифы.
А вот информация для получателей социальных услуг в доступной и понятной форме (памятки с инфографикой, брошюры, презентации и т.п.) размещена на сайтах только 8 субъектов: Кабардино-Балкарская республика, Ставропольский край, Саратовская, Оренбургская, Брянская, Томская, Кемеровская и Челябинская области.
Что касается положения закона о необходимости создания в регионах «горячих линий», которые будут предоставлять информацию и разъяснять положения закона, то в 15 из 32 субъектов Федерации их обнаружить не удалось совсем.
По результатам проведенных интервью с народными экспертами (125 человек в 32 из 8 федеральных округов) следует, что 89% из них, на вопрос о том, «произошли ли с 1 января 2015 года какие-нибудь изменения в области оказания социальных услуг по сравнению с прошлым годом», ответили, что этого не заметили. Никакие соответствующие договоры и документы в этот период не переоформлялись.
Основным источником информации о законе для 38% экспертов служат социальные службы, 18% назвали родственников и знакомых, 16%, – печатные СМИ, 9% – телевидение, 4% – радио, 9% – Интернет, 2% – буклеты (памятки) и еще 4% – слухи и разговоры окружающих. Практически все эксперты (83%) отметили отсутствие информирования, направленного на массовую аудиторию, а не только на тех, кто уже получает социальные услуги.
Регионы, где на данный момент уже проводится консультации, круглые столы и разъяснительная работа на системном уровне с привлечение министерств социальной защиты населения – Амурская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Республика Татарстан, Ленинградская область, Томская область Разъяснительные встречи, на которых объясняются и подробно разбираются все нововведения, проводятся и с руководителями общественных организаций (ВОИ, Союз пенсионеров, Союз ветеранов и пр.).
Многие эксперты во время интервью обратили внимание на то, что закон является сложным для понимания. Отмечают, что реальный мониторинг ситуации необходимо проводить ближе к лету, когда пройдет весь период консультаций и разъяснений.
Эксперты отметили (58%), что на настоящий момент стоимость услуг не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. 58 % экспертов отметили, что в основном перечень бесплатных услуг остался прежним, а 42% – что услуги, которые раньше были платными, и сейчас остаются платными. Наиболее востребованными услугами по-прежнему остаются предоставление санаториев, льготное лекарственное обеспечение, а также услуги социальных работников. О том же, что по новому закону для каждого получателя соцуслуг должна быть разработана индивидуальная программа, 83% экспертов не знают. Многие считают такой программой перечень (набор) ранее получаемых социальных услуг.

Подводя итоги проведенного мониторинга, можно констатировать следующее: основной вывод и комментарии экспертов на настоящий момент сводятся к тому, что практически ничего не изменилось, информирование по закону ведется на достаточно низком уровне. Услуги получают только те, кто уже получал их и раньше, а новые категории получателей еще не знают о своих правах.
Конечно, реализация закона находится еще в начальной стадии, и ответственные органы соцзащиты только приступили к разъяснительной работе и практической реализации закона. «Однако, учитывая сложность закона, необходимо проводить широкомасштабную разъяснительную работу среди получателей социальных услуг, – отметил Николай Николаев, директор Центра мониторингов «Народная экспертиза», – в том числе и тех, кто в соответствии с положениями нового закона впервые отнесен к этой категории. При этом следует учитывать и специфику получателей социальных услуг, которыми по большей части являются пожилые люди, не слишком владеющие навыками пользования интернетом. Для них необходимо использовать более доступные каналы и формы получения информации, в частности, региональное и федеральное радио и телевидение, печатные СМИ, брошюры, памятки, реклама на общественном транспорте и т.д.». Этот вывод подтверждается другими экспертными мнениями, согласно которым во многих случаях пожилые люди не знают, что может дать им надомное обслуживание. В представлениях многих социальное обслуживание на дому заключается лишь в доставке продуктов питания. Между тем, помимо надомной работы (покупки продуктов и лекарств, уборки квартиры, приготовления обедов), сюда войдут и те услуги, которые раньше никогда не входили в систему соцобслуживания. Это – оказание помощи в здравоохранении, образовании, занятости, а также в решении юридических вопросов, оформлении документов, получении пособий и так далее. Этот перечень зависит от индивидуальных потребностей льготника.
По мнению экспертов Центра «Народная экспертиза», с учетом того, что реализация Закона началась только 1 января 2015 года, необходимо будет провести повторный мониторинг того, насколько точно реализуются нормы закона и не происходит ли их искажение. Особенно если вдруг обнаружатся факты ухудшения условий предоставления социального обслуживания, чего по закону быть не должно. В нем четко зафиксировано, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги, предоставляемые этой категории граждан. Оптимальный срок повторного мониторинга по реализации положений Закона, по мнению экспертов Центра, можно рекомендовать провести через 6 месяцев после вступления его в законную силу.


Добавить комментарий

Войти с помощью: 
 


  • Методика по
    контролю за
    качеством домов

 

Login