Николай Николаев выступил на форуме «Сочи-2014»
По мнению директора «Народной экспертизы», недостаток информации и отсутствие четких правил в сфере ЖКХ препятствуют притоку инвестиций
Руководитель Центра мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев выступил на III международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» на сессии ЖКХ и рассказал о том, что тормозит выполнение «майского указа» президента РФ Владимира Путина об обеспечении населения доступным жильем.
На сессии ЖКХ на III международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» вице-премьер правительства Дмитрий Козак потребовал от губернаторов до 1 октября подписать соглашения с Фондом ЖКХ и предоставить финансовые гарантии по исполнению финансовых обязательств региона по софинансированию программ расселения аварийного жилья. Он также потребовал, чтобы аналогичные меры по обеспечению своих обязательств были применены вплоть до строителей, которые участвуют в качестве подрядчиков в программах расселения. Данное заявление вице-пермьера является результатом доклада ОНФ президенту РФ о проведенном общественном мониторинге исполнения указа о ликвидации аварийного и ветхого жилья.
Как отметил руководитель Центра мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев, непрозрачность рынка ЖКХ и нечеткие правила проведения капремонта препятствует привлечению инвесторов в эту сферу, что тормозит выполнение «майского указа» президента РФ Владимира Путина об обеспечении населения доступным жильем.
На сегодняшний день 40% домов на территории нашей страны имеют износ свыше 70%. Капремонтом в период до 2043 г. должно быть охвачено более 2,3 млрд кв. м жилья. Стоимость капитального ремонта 1 кв. м жилья составляет 4,5 тыс. руб. Таким образом, объем данного рынка ежегодно составляет более 340 млрд руб.
Николаев напомнил, что, выступая в мае 2013 г. на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ, Владимир Путин потребовал расширить источники привлечения средств в отрасль, и прежде всего частных инвестиций, задействовать механизмы государственно-частного партнерства. Как отметил Николаев, мониторинг показал, что в настоящее время ЖКХ не получает ожидаемого притока частных инвестиций, а значит, региональные программы капремонта неизбежно столкнутся с дефицитом средств.
В качестве примера он привел перспективы капремонта 137 многоквартирных домов (60% этого жилья построены в период 1971–1995 гг.), включенных в программу капремонта жилья в Омской области. Результаты анализа соотношения между суммой платежей населения, направленных на формирование фонда капремонта, и стоимостью самого капремонта за период 2014–2043 гг. (срок действия региональной программы капитального ремонта) показали, что собираемых денег на весь этот срок не хватит. Чтобы привлечь частные вложения, необходимы прозрачность отрасли, понятные обществу и гражданам механизмы реализации программ ЖКХ, наличие готовых предложений для инвесторов.
Серьезной проблемой является огромный разброс по уровню взносов на капремонт, которые взимают с граждан в регионах. Так, в Санкт-Петербурге, например, взнос составляет 2 руб., а в Тюменской области – 20 руб. 11 коп. «Такой большой разницы, в данном случае в 10 раз, быть не должно – ни в зависимости от климатической зоны, ни в зависимости от других факторов. Это запутывает финансовый механизм капремонта и отпугивает инвесторов», – считает Николаев.
Мониторинг также показал, что местные власти в некоторых регионах не имеют элементарной статистики. Так, в Хабаровске 47 домов включены одновременно и в программу по капитальному ремонту, и в списки на снос. При этом сумма платежей на формирование фонда капремонта данных домов должна составить до планового срока их сноса в 2017 г. почти 4 млн руб.
Есть примеры сохранения в жилом фонде домов, уже признававшихся непригодными для проживания. «Вместе с тем интерес у бизнеса к этому сегменту ЖКХ, безусловно, есть. Нужно его поощрять, стимулировать, а для этого прежде всего требуется сделать отрасль открытой и понятной. Мы призываем региональные власти заинтересовывать бизнесменов понятными программами развития и конкретными предложениями – инвестировать средства в капремонт, а в обмен, к примеру, получить возможность обустройства мансард, надстройки дополнительных этажей или использования цокольных этажей и подвалов. Существует много других решений, включая привлечение инвесторов в сферу инновационных энергосберегающих технологий, в обустройство территории и развитие инфраструктуры. Такие проекты можно сделать типовыми, тиражируя опыт в регионах», – заключил Николаев.
Источник – onf.ru
Теги: ЖКХ, капремонт, майские указы, Николаев, Сочи-2014, указ №600