narexpert.ru | Главная > Главное > Статьи

За качество ответят

В стратегию госполитики в области защиты прав потребителей могут внести социальные услуги и ЖКХ. Сейчас они отражены в документе недостаточно подробно. Тем не менее именно с некачественно оказанными социальными и жилищно-коммунальными услугами россияне сталкиваются чаще всего.

Опубликовано: 1 ноября 2017, 13:05

Цель утвержденной в конце августа 2017 года Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года – защитить права граждан и обеспечить им равный доступ к товарам и услугам. Однако анализ стратегии экспертами Общероссийского народного фронта показал, что в документе практически не учтены услуги здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания и ЖКХ.

“В стратегии на них не сделан акцент. В лучшем случае приводятся общие направления, без описания механизмов защиты прав и интересов потребителей”, – говорит руководитель Центра ОНФ “Народная экспертиза” Виктор Рожков.

А услугами ЖКХ пользуется каждый гражданин. Но довольны ими не все. К примеру, мониторинг НП “ЖКХ Контроль” показал, что у россиян есть претензии к начисленным суммам, качеству управления домами и услугам, которые оказывают управляющие компании.
“Ситуация в ЖКХ остается очень напряженной”, – говорит исполнительный директор “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева.

Эксперты указывают, что в стратегии вопросы ЖКХ рассмотрены в одном абзаце, речь в котором идет о повышении информированности потребителей, обеспечении всеобщего доступа к услугам ЖКХ и разрешении споров между потребителями и организациями ЖКХ. При этом не прописаны механизмы реализации этих направлений. Их нет и в отраслевых документах. А в стратегии развития ЖКХ до 2020 года защита прав потребителей сводится к общественному контролю, то есть опять же не касается услуг, оказанных конкретному гражданину.

Также не прописаны механизмы защиты потребителей услуг амбулаторно-поликлинических организаций, которые ежедневно оказываются 4 миллионам человек. Еще свыше 23 миллионов человек пользуются услугами образовательных учреждений, 120,5 тысячи зрителей каждый день посещают театры и цирки, 328 тысяч человек – музеи.
Численность россиян, имеющих право на социальное обслуживание, только среди инвалидов составляет более 12 миллионов человек.

При этом качество услуг в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании и культуре вызывает определенные нарекания. Большинство жалуется на невозможность записаться к нужному специалисту, долгое ожидание в очереди, неудобство помещений.

В стратегии внимание уделяется информированию потребителей этих услуг. Но не механизмам решения проблем в тех случаях, когда услуги были оказаны некачественно или вовсе не были оказаны. А такие сферы, как образование и культура, вообще не нашли отражения в документе.

Стратегия предусматривает совершенствование механизмов защиты прав потребителей с помощью судебных процедур и потребительских организаций. Эксперты отмечают, что внесудебные механизмы самостоятельной защиты в документе отсутствуют, хотя именно в них люди нуждаются больше всего.
Они предложили сформировать в стратегии раздел или группу разделов, где будут прописаны такие механизмы.

Источник: Российская газета – Федеральный выпуск №7412 (246)


Добавить комментарий

Войти с помощью: