narexpert.ru | Главная > Статьи

Система общественного контроля сферы ЖКХ работает крайне неэффективно

К такому выводу пришли аналитики Центра «Народная экспертиза» по результатам проведенного экспертного опроса, анализа действующего законодательства в сфере ЖКХ, а также судебной практики по делам о нарушенных здесь прав граждан.

Опубликовано: 27 апреля 2015, 17:29

Претензии к жилищно-коммунальным службам в той или иной форме имеются у большинства россиян. По данным исследования общественного мнения «Левада-Центр» за 2014 г. только 11% из опрошенных респондентов считают, что жилищно-коммунальные службы, обслуживающие многоквартирные дома работают «хорошо» или «очень хорошо».
При этом активно отстаивают свои права в случаях, когда они нарушаются жилищно-коммунальными службами, – немногие. Причины пассивности граждан в общем и целом связаны с убеждением, что ни доказывать, ни изменить что-либо они не могут. По-видимому, именно этим объясняется столь незначительное количество дел по защите нарушенных прав граждан в ЖКХ. Во всяком случае в открытых источниках крайне сложно найти судебную практику рассмотрения подобных дел – предметом широкой огласки они становятся в редких случаях.
Многие не догадываются, что, будучи собственниками или нанимателями жилья в многоквартирных домах, они являются одним из субъектов общественного контроля за деятельностью организаций ЖКХ, как и жилищные объединения (ТСЖ, советы многоквартирных домов) и общественные организации.
На Форуме действий-2, проходившем в ноябре 2014 г., президент обратил внимание на роль общественного контроля в сфере ЖКХ. И Общероссийскому общественному движению «Народный фронт» было дано поручение разработать комплекс мер по повышению его эффективности, если есть такая необходимость. А что такая необходимость сегодня есть, говорят цифры опроса, проведенного Центром «Народная экспертиза», в соответствии с которыми 70% опрошенных экспертов считают систему общественного контроля в ЖКХ неэффективной.
Опрос, в котором приняли участие 113 экспертов (83 председателя ТСЖ и 30 председателей советов многоквартирных домов), проводился в виде формализованных интервью 20-24 марта 2015 года. Для опроса были отобраны 30 субъектов Федерации, представляющие все федеральные округа (за исключением Крымского, где пока установлен переходный период для действующего законодательства). Это были региональные центры, где население наиболее организовано и юридически квалифицировано в вопросах защиты прав населения в сфере ЖКХ.
Полученные ответы дают представление о том, почему, несмотря на имеющиеся в наличии различные формы общественного контроля, жилищно-коммунальная сфера остается достаточно закрытой для посторонних глаз.
Прежде всего, люди достаточно плохо знакомы со своими правами и что требовать от управляющей компании можно не только замены перегоревшей лампочки в подъезде. В данном случае граждане, являясь заказчиками, наделены правом требовать услуги надлежащего качества. Другое дело, что управляющие компании (УК), к сожалению, половину обращений граждан оставляют без внимания. Провести общее собрание, чтобы сменить недобросовестную УК, и дорого, и тяжело, а отстоять свои права нелегко из-за размытости договоров с УК.
В качестве основной причины низкой эффективности общественного контроля 45% опрошенных экспертов назвали слабую информированность граждан о своих правах. Среди других причин неэффективности общественного контроля эксперты выделили непрозрачность деятельности управляющих компаний (19%), закрытость органов власти и высокий уровень административного давления с их стороны (6%). Еще 20% опрошенных экспертов отметили несовершенство правового механизма регулирования ЖКХ. Например, по закону органы исполнительной власти должны обеспечивать участие общественности в принятии решений по вопросам ЖКХ, однако нет требований и условий по учету мнения общественности. Эффективность контроля гражданами за исполнением договора управления снижается и отсутствием исчерпывающего описания общедомового имущества. Поскольку многоквартирные дома не формируются и не регистрируются в качестве единого имущественного комплекса, в договорах по управлению нет четко определенных границ обязанностей управляющей компании. Этот факт помогает последним вполне успешно уходить от ответственности.
В настоящее время органами власти принимается большое количество изменений в действующее законодательство в сфере ЖКХ, но по мнению 76% опрошенных экспертов региональные органы исполнительной власти и Минстрой уделяют недостаточное внимание информированию людей. К этому следует добавить, насколько сильно осложняет получение необходимой информации почти полное отсутствие централизованных открытых источников, где можно выяснить, куда, в какую организацию общественного контроля в ЖКХ можно обратиться за помощью.
По мнению 67% опрошенных экспертов, своевременному и качественному информированию граждан об их правах и способах защиты не способствует и существующее законодательство.
Одно из узких мест в законодательстве связано с тем, что общественные организации не могут в судебном порядке защищать права граждан при проведении капитального ремонта. Дело в том, что на него не распространяется действие закона «О защите прав граждан», поскольку по Жилищному кодексу капремонт не является услугой.
«Парадокс, но деньги за капитальный ремонт с нас, как собственников помещений, взимаются, а предъявить претензии к качеству выполняемых ремонтных работ мы не можем, – говорит директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев. – Ведь те, кто осуществляет работы по капитальному ремонту, на самом деле оказывают платные услуги, и в случае некачественного исполнения того, за что заплачено, у собственников жилья в МКД и у общественных организаций должно быть право обратиться в суд и взыскать понесенные убытки. Поэтому в ближайшее время в Жилищный кодекс необходимо внести соответствующие изменения, в том числе и в статью 46 закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. N 2300-1».
В прошлом году, казалось бы, появился дополнительный инструмент общественного контроля – вышел федеральный закон (№255-ФЗ от 21.07. 2014), по которому все управляющие компании в сфере ЖКХ к 1 мая 2015 года должны получить лицензию на право осуществления своей деятельности. Лицензии выдаются на основании решения специальных лицензионных комиссий «по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами», созданных в каждом субъекте Федерации. Эти комиссии должны не менее чем на треть состоять из представителей профильных СРО и общественных объединений, осуществляющих жилищный контроль (ст. 201 Жилищного кодекса). Однако, сплошь и рядом членами лицензионных комиссий под видом общественников становятся люди, так или иначе представляющие интересы местных властей, а заявления от реальных представителей общественности игнорируются.
Не способствует развитию общественного контроля в ЖКХ и то, что организации, призванные его осуществлять зачастую находятся под контролем заинтересованных сторон, а то и вовсе являются аффилированными с ними структурами.
«Если не закрепить законодательно запрет для лиц, работающих в государственных и муниципальных учреждениях, входить в состав общественных организаций и объединений, осуществляющих общественный контроль в сфере ЖКХ, – убежден Николай Николаев, – мы будем иметь лишь имитацию общественного контроля этими организациями».
В то же время, очевидно, что без развития всех форм общественного контроля и, прежде всего каждого гражданина, накопленные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве не решить. Практически все эксперты, принимавшие участие в опросе Центра ОНФ «Народная экспертиза» (93%), посчитали, что стимулировать граждан к участию в общественном контроле за ЖКХ можно только одним способом – необходимо налаживать работу по широкому информированию людей о правах и возможностях эти права отстаивать. При этом 56% опрошенных наиболее важным в этой работе назвали популяризацию положительных результатов деятельности общественного контроля.


Добавить комментарий

Войти с помощью: