narexpert.ru | Главная > Статьи

Работа МФЦ в регионах далека от идеала

Эксперты «Народной экспертизы» в ходе мониторинга обнаружили ряд недостатков в работе региональных многофункциональных центров 

Опубликовано: 23 сентября 2014, 10:14

Анализ деятельности МФЦ эксперты «Народной экспертизы» провели в преддверии запланированного правительством расширения перечня оказываемых ими госуслуг, а также строительства в регионах новых центров.

Согласно постановлению правительства, в МФЦ в обязательном порядке должны оказываться 15 госуслуг, включая услуги Росреестра, ФНС, ФМС, МВД, ФССП и Пенсионного фонда. В том числе это выдача паспорта, получение разрешения на предпринимательскую деятельность, оформление дачного участка, материнского капитала, пенсий и иных выплат.

Эксперты обратились за получением госуслуг в десять МФЦ в пяти субъектах РФ (Иркутская, Челябинская, Вологодская области, Хабаровский и Краснодарский края), а также провели опрос специалистов в области госуправления. В результате был выявлен ряд недостатков. Так, например, ни в одном из МФЦ, которые посетили представители «Народной экспертизы», не оказывался полный перечень обязательных 15 госуслуг. В частности это касается предоставления услуг по использованию материнского капитала.

Выяснилось также, что техническое обеспечение подавляющего большинства обследуемых МФЦ находится на невысоком уровне: отмечены перебои в работе платежных терминалов, отсутствие связи с информационными базами и т.д. Граждане, как правило, проводят в очередях не 15 минут, как требует президентский указ, а не менее 30 минут и порой даже более часа. Что касается дополнительных услуг (это в том числе выдача свидетельств о заключении брака, разрешений на строительство), то оказалось, что они либо полностью отсутствуют, либо отличаются от заявленных на сайтах центров.

Здания МФЦ не в полном объеме отвечают требованиям доступности для инвалидов-колясочников. В двух проверенных экспертами центрах в Вологодской области не оказалось раздвижных дверей, бордюров и пандусов для въезда в помещение, у инвалидов нет возможности дотянуться до терминала и стоек регистрации. Также центры не были оборудованы указателями для слабовидящих.

Также было отмечено, что при размещении МФЦ часто не учитываются демографические и природно-климатические особенности регионов. «Так, например, для отдаленных территорий было бы целесообразнее использовать мобильные многофункциональные центры, которые более удобны для местного населения и менее затратны для бюджета. Позитивный опыт создания такого мобильного центра имеется в Забайкальском крае, его нужно изучить и использовать в других регионах», – отметил руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев.

Он подчеркнул, что реализация задачи совершенствования системы госуправления не должна превращаться в формальный отчет о введенных в эксплуатацию новых МФЦ и росте количества услуг, предоставляемых по принципу «одного окна». «Согласно правительственному постановлению, с 1 ноября 2014 г. перечень федеральных госуслуг предполагается расширить до 22-х, а рекомендуемый перечень для органов региональной и муниципальной власти – до 94-х. Однако важно не механическое наращивание числа услуг, а повышение их качества. Это скорость обслуживания, эффективность «электронной очереди», квалификация и вежливость сотрудников и другие факторы. Качество госуслуг также определяется удобством их предоставления для инвалидов-колясочников, женщин с маленькими детьми. Необходимо составить график работы многофункциональных центров так, чтобы он включал один из выходных дней (суббота или воскресенье), а также хотя бы один день работы в вечернее время. Ведь главная задача МФЦ – максимально облегчить людям получение нужных документов, сделать так, чтобы их можно было получить без нервотрепки и простаивания в очередях», – заключил Николаев.

По данным портала административной реформы www.ar.gov.ru, на начало 2014 г. в РФ было открыто 1013 МФЦ, еще 1938 центров планируется открыть до конца года.

Источник – onf.ru

 


Теги: ,

Добавить комментарий

Войти с помощью: