narexpert.ru | Главная > Статьи

При выборе школы или детсада родителям надо ориентироваться на результаты НОК, а не на «сарафанное радио»

При выборе образовательной организации для ребенка родители по-прежнему ориентируются прежде всего на отзывы родителей детей, которые уже посещают данное образовательное учреждение, или на мнение выпускников о своей школе или колледже, а только потом уже на результаты независимой оценки качества (НОК). Такой вывод сделали специалисты Центра ОНФ «Народная экспертиза» на основании результатов мониторинга НОК работы образовательных организаций.

Опубликовано: 8 декабря 2015, 13:46

Одной из задач, поставленных президентом РФ в майском указе №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», является формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности. Система НОК призвана способствовать информированию граждан о качестве работы организаций социальной сферы, повышению качества соцуслуг, а также содействовать развитию институтов общественного контроля. «С текущего года начнется внедрение системы независимой оценки качества услуг в социальной сфере, – сказал Владимир Путин 7 мая 2015 г. на заседании Комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ. – Это должно стать серьезным стимулом для развития всей социальной сферы страны».

В образовании система НОК адресована прежде всего родителям, которые должны иметь возможность опираться на ее данные при выборе учебного заведения. Не менее важно, что она направлена на формирование конкурентной среды, стимулирование руководителей и педагогического состава учебных заведений к более эффективной, творческой работе. По замыслу, результаты НОК – это и индикатор того, как поставлена работа учредителями образовательных организаций. Однако все эти задачи, по мнению экспертов Центра «Народная экспертиза», не выполняются в полной мере – и прежде всего из-за недоработок в «системе ценностей» НОК.

Показатели качества деятельности учреждений образования были утверждены приказом Минобрнауки №1547 от 5 декабря 2014 г. В перечень вошли 16 показателей, касающихся открытости информации об учебных заведениях, профессиональных качеств их сотрудников, качества образования и комфортности его получения. Центр «Народная экспертиза» провел исследование, целью которого было выяснить, что сами граждане думают о том, по каким критериям нужно оценивать качество услуг в этой сфере.

В исследовании приняли участие 662 эксперта из всех 85 субъектов РФ – члены профсоюзных организаций работников образования, руководители образовательных учреждений, представители региональных общественных организаций многодетных матерей, активисты объединений родителей и родительских комитетов, а также гражданские активисты из числа учителей, воспитателей, преподавателей вузов педагогической направленности. Респонденты были разделены на три группы – по интересующим уровням образования (дошкольное, общее среднее и среднее профессиональное).

Опрос показал, по каким критериям родители и специалисты прежде всего оценивают качество работы образовательных организаций.

Больше половины экспертов группы «Дошкольное образование» (55%) на первое место поставили комфортность условий в образовательной организации. То есть для них важнее всего, чтобы ребенок уютно чувствовал себя в детском саду. Кроме того, при выборе детсада они считают важными такие критерии, как психологический климат в учреждении и укомплектованность персоналом, а также профессионализм воспитателей.

В группе «Общее среднее образование» так же, как и в группе «Среднее профессиональное образование», большинство экспертов (58 и 43% соответственно), помимо комфортности условий, считают в равной степени важными квалификацию педагогического состава, уровень знаний, умений и навыков, полученных воспитанниками. Однако, выбирая школу или колледж, родители прежде всего обращают внимание на качество образования и организацию учебного процесса. При этом опрошенные дополнительно выделяют такие критерии, как психологический климат в учебном заведении, укомплектованность учительского состава и профессионализм педагогов.

Но именно такие критерии, как организация учебного процесса, психологический климат в учебном заведении, которые считают важными более половины опрошенных родителей и специалистов, отсутствуют в перечне показателей качества работы образовательных учреждений. Что касается профессионализма работников образования, то вместо него предлагается оценивать их компетентность. Хотя именно высокий профессионализм педагога играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе.

Неудивительно, что существующая система НОК не вызывает доверия у родителей, и при выборе для своего ребенка детского сада, школы или колледжа они ориентируются главным образом на отзывы более опытных пап и мам. В этом признались более половины опрошенных во всех группах, причем в «дошкольной» – 71%, то есть абсолютное большинство.

«Наше исследование еще раз показало, что механизм НОК должен отражать конкретные запросы общества. Чтобы это произошло в сфере образования, необходимо совершенствование принятой модели оценки с учетом мнения родителей и профессионалов. Ведь пока получается, что деньги тратятся, принимаются нормативно-правовые акты, все загружены организационной работой, а на поверку это никому не нужно. И в результате в практическом применении НОК проигрывает «сарафанному радио»», – констатирует директор Центра независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев.

Начать исправление ситуации эксперты Центра предлагают с дополнения перечня показателей НОК критериями, которые считают приоритетными родители и специалисты. А также разделить критерии оценки дошкольных, общих средних и средних профессиональных учебных заведений, чтобы не мерить одними мерками процессы образования малышей, подростков и юношества. «Тогда механизм независимой оценки качества в сфере образования получит возможность стать работоспособным и заслужить доверие родителей и специалистов», – считает Николаев.


Теги: , , , , ,

Добавить комментарий

Войти с помощью: