narexpert.ru | Главная > Главное > Статьи

ОНФ выявил недостатки в проведении опросов о качестве работы муниципальной власти

Эксперты Центра ОНФ «Народная экспертиза» провели мониторинг на тему, как в субъектах РФ проводятся опросы населения о качестве работы муниципальной власти и учреждений. В результате были выявлены проблемы, которые касаются объективности, достоверности и практического значения полученных данных. Эксперты просят правительство РФ проанализировать технологию опросов и дать методические рекомендации по улучшению их качества.

Опубликовано: 21 февраля 2018, 11:24

 

Президент РФ поручил организовать интернет-опросы населения, посвященные работе органов местного самоуправления и учреждений, оказывающих социально значимые услуги. Главная задача этого механизма – создать систему обратной связи между населением и системой местного самоуправления. Регионы выполнили распоряжение и запустили интернет-опросы граждан. Но, изучив их, эксперты Центра ОНФ «Народная экспертиза» выявили ряд проблем, затрудняющих принятие эффективных управленческих решений по результатам таких опросов.

 

Правительство РФ установило шесть критериев, обязательных для включения в опрос граждан. Они должны отражать удовлетворенность людей организацией транспортного обслуживания; качеством автомобильных дорог; уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом); водоснабжения (водоотведения); электроснабжения; газоснабжения.

 

Однако в регионах к формулированию вопросов на основе этих критериев подошли по-разному. Например, в субъектах пытаются выяснить, что волнует жителей, не ограничиваясь рекомендованными параметрами, то есть расширяют линейку вопросов, дополняя ее возможностью оставить развернутый комментарий.

 

Так, в девяти регионах обязательные критерии преобразовали в 12 вопросов, в 19 регионах – в 13 и более. Максимальное количество, которое насчитали активисты ОНФ, – 35 вопросов. Но в большинстве случаев субъекты подходят к задаче формально, предоставляя возможность ответить только «да» или «нет», без детальных объяснений. По такому принципу сработали 22 региона. Критерии, рекомендованные правительством, они преобразовали в шесть вопросов с подачей «удовлетворены ли вы качеством…?». По мнению экспертов ОНФ, такой формальный ответ – «да/нет» – не может считаться справедливой оценкой.

«Действительно, наиболее простым вариантом является преобразование критерия оценки в один вопрос. И все же более обоснованным и объективным будет результат опроса, где гражданин дает свое развернутое мнение о состоянии сферы хозяйства. Реальное мнение людей нельзя измерить в рамках одного ответа в формате «да/нет», – сказал руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.

Эксперты ОНФ также обращают особое внимание на отсутствие у многих сайтов региональных органов власти защиты от накруток положительных или отрицательных голосов. По этой причине 30 субъектов РФ стали применять авторизацию через портал госуслуг (ЕСИА). Такая мера позволила обеспечить большую достоверность результатов опросов, чем авторизация через электронную почту, социальные сети или телефон. Незащищенный от накруток механизм создает опасность принятия неэффективных управленческих решений. К примеру, отмечают общественники, регионы наделены полномочием отмечать грантами муниципальные образования, получившие наилучшие оценки по результатам опроса граждан. Однако в справедливости распределения бюджетных средств можно усомниться, когда в одних субъектах опрос построен формально и незащищен от накруток, а в других – мнение жителей изучается глубоко и сам ресурс охраняется от необъективного голосования.

Кроме того, эксперты ОНФ не обнаружили на практике прямой зависимости между результатами опросов и кадровыми решениями в отношении руководителей органов местного самоуправления и организаций, работающих на местном уровне.

«Сегодня механизм обратной связи органов региональной власти с населением нуждается в серьезной корректировке. Особенно в его организационной и методической части. Правительству РФ необходимо провести работу по анализу сложившейся на данный момент технологии опросов населения с систематизацией лучших выявленных практик. Это поможет получить методические рекомендации по совершенствованию модели опросов граждан», – заключил Виктор Рожков.

 

Источник: Сайт ОНФ


Добавить комментарий

Войти с помощью: