narexpert.ru | Главная > Статьи

Николаев: Внедрение инклюзивного образования не должно сводиться к механическому сокращению коррекционных школ

Попытки внедрить инклюзивное образование в регионах не носят системного характера, выглядят неподготовленными и в результате оборачиваются механическим сокращением коррекционных школ. В числе нерешенных проблем – нехватка квалифицированных кадров, специальных средств и программ совместного обучения, отсутствие безбарьерной среды. К этим выводам пришли специалисты Центра мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» по итогам экспертного опроса, проведенного в 85 субъектах РФ.

Опубликовано: 30 апреля 2015, 13:55

 

Лидер Народного фронта, президент Владимир Путин на форуме ОНФ «Качественное образование во имя страны» (Пенза, октябрь 2014 г.) отметил важность как коррекционного образования, так и введения инклюзивного обучения детей-инвалидов в обычных общеобразовательных школах. По мнению главы государства, «в коррекционных школах дети с ограниченными возможностями вырваны из общей среды, им потом труднее адаптироваться в обществе, в жизни». При этом лидер ОНФ отметил, что за последнее время было закрыто 150 коррекционных школ.

«Безусловно, закрытие школ, если оно происходит, должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования, а этого, к сожалению, нет», – подчеркнул президент, призвав Минобрнауки и глав регионов обратить на это самое пристальное внимание.
По данным, которые привел в апреле этого года замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов, за последние 10 лет всего в стране закрыли 280 коррекционных школ. При этом, согласно данным Росстата и отчетам Минобрнауки, из 44 тыс. общеобразовательных школ на конец 201 4г. лишь в 3345 учебных заведений (то есть только в каждом 13-м) были созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (имелся специально обученный педагогический персонал, архитектурная доступность, спецтранспорт, адаптированные образовательные программы, специальное оборудование для обучения). Эта статистика позволяет сделать вывод, что внедрение инклюзивного образования в стране по сути только начинается.

Чтобы выявить основные проблемы этого процесса, специалисты Центра «Народная экспертиза» с 19 февраля по 3 марта провели экспертный опрос. В интернет-анкетировании приняли участие 407 экспертов, в том числе люди с инвалидностью, представители общественных объединений и волонтерских организаций, школ с внедренной системой инклюзивного образования, реабилитационных центров для детей-инвалидов, специальных коррекционных учреждений, родители.
Практически все опрошенные считают, что последовательное внедрение инклюзивного образования повысит качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также успешному освоению предметов и в целом адаптации в социуме будет содействовать введение института тьюторов – педагогов, которые сопровождают ребенка-инвалида в процессе индивидуального обучения.

При этом эксперты отметили объективные риски и ключевые проблемы на пути внедрения инклюзивного образования. Среди основных рисков они, помимо непродуманного закрытия коррекционных школ, назвали риск ухудшения качества образования здоровых детей при совместном обучении с детьми-инвалидами и увеличение нагрузки на педагогов общеобразовательных школ при внедрении инклюзивного образования.

В качестве ключевых проблем респонденты назвали нехватку специализированных кадров – тех же тьюторов (педагог, работающий с конкретным ребенком индивидуально по программе, составленной именно для этого ребенка), а также логопедов, психологов, дефектологов и т.д., отсутствие безбарьерной среды, нехватку специальных средств обучения и полное или частичное отсутствие программ преподавания совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями.
По выводу экспертов Центра, главная проблема состоит в том, что отсутствует общее концептуальное понимание системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования и, соответственно, отсутствуют региональные «дорожные карты».

«На наш взгляд, правительство должно взять на себя формирование такой модели и предложить ее для общественного обсуждения. Для эффективного внедрения системы инклюзивного образования в школах необходимо начинать такую работу еще в дошкольных учреждениях или хотя бы с первого класса школы. При этом учебные заведения с системой инклюзивного образования должны быть распределены по регионам равномерно. Еще один важный момент – это доступность и открытость информации. Сообществу родителей с детьми-инвалидами должна быть абсолютно доступна информация обо всех детских садах, школах и вузах с инклюзивной составляющей, чтобы они имели возможность выбора. Например, для этого можно создать на базе информационного портала «Учимся жить вместе» госпрограммы «Доступная среда» раздел «Безбарьерная среда в образовании», – считает руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев.
Он также отметил, что необходимо применить инструменты общественного контроля к ситуации с коррекционными школами. «Важно создать все условия для того, чтобы дети с инвалидностью могли реализовать свои права, и в первую очередь – право на образование», – подчеркнул Николаев.


Добавить комментарий

Войти с помощью: