narexpert.ru | Главная > Доступная среда > Статьи

Необходимо сформировать единую систему профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов

Право инвалидов на равные со всеми возможности трудоустройства, зафиксированное в конвенции ООН, ратифицированной РФ 3 мая 2012 года, остается не до конца реализованным в нашей стране. Одна из причин этого – отсутствие взаимосвязанной системы профессиональной подготовки и трудоустройства людей с инвалидностью, считают эксперты Центра ОНФ «Народная экспертиза».

Опубликовано: 1 декабря 2015, 15:42

 

В соответствии с «майским» указом № 597 президента РФ Владимира Путина о государственной социальной политике распоряжением правительства от 15.10.2012 г. № 1921-р был утвержден Комплекс мер по содействию трудоустройству инвалидов и обеспечению доступности профессионального образования на 2012-2015 годы.

Результаты последних исследований Центра ОНФ «Народная экспертиза» показали, что образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования находятся на начальном этапе формирования специализированных образовательных методик и доступной среды в помещениях вузов для студентов с инвалидностью. А значит, такой абитуриент ограничен в выборе как вузов, которые он сможет посещать наравне со всеми, так и специальностей.

Весьма ограничено и количество вузов, в которых есть программы по содействию профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников-инвалидов. Соответственно, рынок может предложить весьма ограниченный выбор вакансий для трудоустройства людям с ограниченными возможностями.

«Есть только два известных в стране вуза, которые целенаправленно занимаются подготовкой студентов с инвалидностью и дают им высшее образование. Это МФТУ им. Баумана в Москве, где уже не один год есть специализированная группа для слабослышащих, которые обучаются по специальной программе. И в Гуманитарном институте (г. Москва) созданы все условия для обучения людей с ограниченными возможностями. Отдельные ребята с инвалидностью учатся в МГИМО, в Высшей школе экономики. Но в целом нормальной вузовской подготовки для людей с инвалидностью просто не существует», – отметила Елена Арефьева, директор логистической компании по персоналу.

Речь шла также об отсутствии комплексного механизма профориентации и социализации инвалидов, в котором тесно взаимодействуют образовательные учреждения, центры занятости, работодатели и общественные организации. Большинство экспертов считают, что инвалидам жизненно необходимо сопровождение как при обучении, так и при трудоустройстве. К каждому инвалиду, который хочет выйти на открытый рынок труда, необходим индивидуальный подход – поиск вакансии для него должен осуществляться с учетом его навыков, способностей, интересов и возможностей.

«Значительная часть инвалидов хотят работать, но, когда сталкиваются с трудностями, с необходимостью изменить привычный образ жизни, то часто оказываются просто к этому не готовы», – отметил руководитель отдела трудоустройства РООИ «Перспектива» Михаил Новиков.

«Надо учить потенциальных соискателей с инвалидностью уже на этапе студенческой скамьи – как вести себя на рынке труда, какие есть инструменты поиска работы, как писать резюме, каковы условия собеседования и проч. Может быть, следует ввести в вузах курс, посвященный аспектам адаптации людей с инвалидностью в обществе, коллективе», – предлагает Марина Хадина, руководитель карьерного направления интернет-портала о трудоустройстве.

С этим согласны представители общественных организаций инвалидов. «Инвалидам при получении профессии и при трудоустройстве необходимо сопровождение психологической службы», – уверена Юлия Камал, председатель общественного совета молодых инвалидов при департаменте социальной защиты населения Москвы, мама ребенка с ДЦП.

Эксперты отмечали, что конкурентоспособность инвалидов на рынке труда тормозит невысокая квалификация большинства соискателей. Решить эту проблему предлагается посредством налаживания тесной связи между колледжем или вузом с потенциальным работодателем. «Одна из наиболее существенных задач государства и бизнеса – сотрудничество с вузами, причем начинать необходимо с первого курса», – считает Юрий Баусов, председатель Межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодежных инвалидных организаций». Тогда можно будет говорить о целевом образовании для инвалидов с последующим трудоустройством в конкретную компанию.

Анализ интервью, проведенных Центром «Народная экспертиза» с работодателями, показал, что им бывает проще заплатить штраф от 5 до 10 тыс. руб., чем оборудовать специальные рабочие места для инвалидов и обеспечить их доступность. Базовый размер возмещения затрат на обустройство рабочего места для инвалида в 2015 году составил 72,69 тыс. рублей. Несмотря на то, что регионы могут на свое усмотрение увеличивать его размер (например, в Москве он составляет 500 тыс. руб.), работодатели единогласно заявили, что государственная компенсация далеко не покрывает всех расходов.

При этом нужно учитывать, что по сравнению с другими работниками инвалиды имеют дополнительные права, установленные законом. Это сокращенная почасовая рабочая неделя (не более 35 часов) с сохранением полной оплаты труда, ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, право на использование длительного отпуска без сохранения заработной платы (до 60 календарных дней в году). В целом получается, что трудоустройство человека с инвалидностью экономически невыгодно для работодателя.

«Поскольку меры государства в виде льгот или возмещения затрат на оборудование рабочего места не работают, так как не покрывают издержек работодателя, единственным мотивом к приему на работу инвалидов остается его собственная социальная ответственность. Но ее нельзя все время эксплуатировать – нужна улица со встречным движением. Считаю важной задачей для Минтруда создание реестра молодых инвалидов, которые учатся в колледжах и вузах, и которые совсем скоро выйдут на рынок труда. Необходимо адресно работать с каждым студентом-инвалидом, оказывать помощь в социализации, дальнейшем трудоустройстве. Привлекать для этого центры занятости, частные компании по трудоустройству, потенциальных работодателей. Только осмысленная система мер изменит ситуацию к лучшему», – считает директор Центра независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев.

Участники обсуждения сформулировали ряд конкретных предложений. По их мнению, требуется разработать механизм адресной профориентации соискателя с инвалидностью, начиная со старших классов, с целью обеспечить прохождение инвалидом полного цикла социализации и адаптации вплоть до трудоустройства. Во всех вузах, ведущих подготовку HR-специалистов, ввести обязательные курсы (программы), посвященные особенностям трудоустройства соискателей с инвалидностью. Создать систему информационно-консультационных услуг для работодателей по вопросам подбора кадров из числа людей с инвалидностью при участии общественных объединений, НКО по защите прав инвалидов и центров занятости.

По мнению экспертов, необходимо предусмотреть законодательную возможность, когда по инициативе инвалида его трудовая деятельность будет осуществляться на общих условиях. При этом, если работодатели претендуют на государственные субсидии на создание специальных рабочих мест для инвалидов, то положения и условия труда, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации работника с инвалидностью, должны соблюдаться в полном объеме.

По данным Росстата, на 1 января 2015 г. в России работали 2,47 млн из 3,89 млн инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте. С начала года (по состоянию на 1 сентября 2015 г.) было создано 7,8 тыс. специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, благодаря чему 7,4 тыс. инвалидов смогли трудоустроиться. В соответствии с Комплексом мер по содействию трудоустройству и обеспечению доступности профессионального образования инвалидов на 2012–2015 гг. (распоряжение правительства от 15.10.2012) за счет создания специально оборудованных мест в период с 2013 по 2015 г. планировалось довести уровень трудоустройства инвалидов до 14,2 тыс. ежегодно.

 


Теги: , , , , , ,

Добавить комментарий

Войти с помощью: