narexpert.ru | Главная > Интервью

Иван Лахмытко: «Все очень неоднозначно…»

С 2013 года систему образования срочно адаптируют под новую для нас модель: инклюзив подразумевает, что дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды должны обучаться в общеобразовательных школах, чтобы лучше социализироваться и не чувствовать себя изолированными от общества. Однако в жизни внедрение инклюзивного образования вызывает немало вопросов.  

Опубликовано: 22 июля 2015, 10:17

С какими проблемами может столкнуться педагог при переходе на инклюзив? Рассказывает Иван Николаевич Лахмытко, учитель начальных классов и информатики Арейской СОШ (Красноярский край):

Как только я взял первый класс, оказалось, что среди учеников были два ребенка, требовавших индивидуального подхода – девочка-инвалид по ДЦП и мальчик, которому уже позже был поставлен диагноз «глубокая умственная задержка». Что с ними делать, я вообще не знал. Это был мой первый первый класс – и такие трудные дети. Конечно, у нас есть учителя, которые были прошли переподготовку для работы с такими детьми, но сам я к сожалению, на таких курсах не учился. Что делать? Конечно, я  советовался с более опытными коллегами, читал в интернете, начал какие-то методики подбирать …. Но получилось так, что с этими детьми я проработал первый год, на второй их перевели в спецшколу, а на третий год их опять вернули ко мне, сказав, что этих детей нужно возвращать в общую среду, чтобы они могли социализироваться, чтобы они не были отрезаны от общества.

После того, как их вернули к нам в школу, опять возникли проблемы. Понимаете, помимо задержки умственного развития, у таких детей еще большие проблемы с речью, с ними должен работать и логопед, и психолог, и психиатр. Такую работу мы не можем обеспечить, у нас в школе не предусмотрен даже логопед. Получается, все ложится на плечи учителей.

Как вы думаете, если школы переходят на такой принцип обучения, как должен скорректировать штат? Психолог нужен?

– Конечно. Ведь моя цель, как педагога, не только научить ребенка, вложить ему в голову знания, но и сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в коллективе, чтобы он умел общаться со сверстниками. А   дети с ограниченными возможностями в большинстве случаев изолируются от других детей. Они становятся замкнутыми. Поэтому, я считаю, что психолог обязательно должен с ними работать.

– А как ведут себя в такой ситуации остальные дети?

– Знаете, по-разному. Иногда дети бывают злыми, могут проявлять свои самые плохие качества. Бывают такие , которые негативно относятся к этим детям. А есть и такие, которые помогают, и т.д. У меня в классе, в принципе,   дети помогают, понимают. Они понимают, что ребенок сидит с ними в классе, но занимается совсем по другой программе.

– А что сказать родителям, которые опасаются, что инклюзивное обучение может привести к снижению качеству знаний среди основной массы учеников? Это обоснованное опасение или нет?

– Мне кажется, что да. Дети с ОВЖ требуют особого внимания от учителя. У меня в классе я уделяю им максимум внимания. Но при этом, естественно, остальные дети в больше степени оказываются предоставленными сами себе.  Если я не буду обращать внимание на этого ребенка, не буду находиться с ним рядом, то он ничего не станет делать. У него такая специфика. Пока я что-то объясняю и работаю с другими детьми, я обращаю внимание, что он ничего не делает. Когда я подхожу и стою рядом с ним, тогда я замечаю, что он начинает как-то работать. И это если такой ребенок один. А если таких детей в классе много? Надо и к одному, и к другому успеть, хотя у них уровень разный абсолютно. И программа у них адаптирована для каждого из них в отдельности. И я вынужден заниматься с этим, и с этим, и к тому же не забывать об остальных детях.

– А как было бы правильно построит обучение в таком классе, где учатся и дети более-менее средних возможностей, и с отклонениями по здоровью?  Предусмотреть еще одну штатную единицу, человека, который будет сидеть, заниматься с ним помимо учителя?

– Вы знаете, да. Вероятно, с таким человеком был бы проще для учителя, и с ребенком было бы легче общаться. Но не знаю, получится ли такому человеку сидеть с ребенком, и, если еще будет и несколько таких детей, это уже будет сложно.

С одной стороны, я понимаю, что дети с ОВЖ и дети-инвалиды должны   развиваться в обществе. Но на практике получается, что они изолируются.  Специфика такая, что общество тоже давит на ребенка –  их не понимают, обзываются, в результате они замыкаются. Все как-то неоднозначно

 


Добавить комментарий

Войти с помощью: