narexpert.ru | Главная > Главное > Статьи

Эффективность институтов развития необходимо обеспечить на законодательном уровне

Озвучивая послание Федеральному собранию, президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин уделил особое внимание государственным институтам развития (ГИР), призвав оптимизировать их структуру и механизмы работы и нацелить на решение приоритетных задач, связанных с технологической модернизацией. В Центре независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ также считают деятельность институтов развития непрозрачной, а их влияние на ключевые отрасли – низким. По словам руководителя Центра ОНФ Николая Николаева, для повышения эффективности государственных институтов развития необходимо систематизировать их деятельность на базе отдельного федерального закона.

Опубликовано: 9 декабря 2015, 18:32

На сегодняшний день термина «институт развития» нет в российском законодательстве, под ним принято понимать организации, которые аккумулируют и перераспределяют финансовые, трудовые и интеллектуальные ресурсы для решения приоритетных социально-экономических задач. Это федеральные и региональные инвестиционные и иные фонды, корпорации и т.д. По расчетам экспертов, это около двух сотен государственных и частных структур различных уровней.
«Для четкого понимания сфер деятельности и уровня ответственности ГИР необходимо принять единый нормативный акт об институтах развития как непосредственных участниках экономической политики, – заявил Николаев. – Разработка и принятие такого законопроекта означали бы создание конструктивной базы качественного исполнения поручения президента о повышении эффективности государственных институтов развития».

В поручении №Пр-1067, данном 28 мая этого года по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, президент РФ поставил задачу провести комплексную оценку эффективности государственных институтов развития и представить предложения по ее повышению.

Исполняя поручение, правительство проанализировало деятельность 27 организаций, которые оно отнесло к ГИР в сферах инноваций, ЖКХ и строительства, регионального развития, малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства. Однако уже сам список организаций, выбранных для анализа, говорит о том, что у правительства нет четкого понимания, что называть государственным институтом развития, считают эксперты Центра ОНФ «Народная экспертиза». Например, в Российском научном фонде, Российском фонде фундаментальных исследований, Российском гуманитарном научном фонде, Российском сельскохозяйственном банке, оказавшихся в этом списке, оказание поддержки проектам экономического развития в различных отраслях экономики (главная функция института развития) не является основным направлением деятельности.

При этом государство вкладывает в такие структуры значительные средства. По данным Минфина, за пять лет – с 2009 г. по 2014 г. – только на поддержку перспективных проектов было направлено 425,4 млрд руб., а на начало 2015 г. остатки денежных средств на счетах ГИР превышали 210 млрд руб. Правительство признает также, что многие организации нерационально расходуют средства, выделенные на организацию работы. Например, говорится в докладе кабмина, такой показатель, как «доля административных затрат» значительной части рассмотренных инновационных ГИР и научных фондов, в два и более раз превышает международные аналоги.

«Система ГИР сегодня напоминает ящик с дорогими, но бессистемно подобранными и плохо отлаженными инструментами. Речь идет о непрозрачности отбора получателей поддержки и расходования выделенных средств, об отсутствии механизмов экспертного и общественного контроля. Нет координации между отдельными институтами развития – каждый из них существует как бы сам по себе. Тогда как в изменяющихся экономических условиях особенно важно соотносить политику и практику поддержки с потребностями развития региональных экономик, всей страны», – считает директор Центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев.

Для повышения эффективности институтов развития правительство предложило ряд мер, включая закрепление за каждым из них федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), усиление кадрового состава, укрупнение ГИР, находящихся в одной отраслевой группе, введение централизованного управления институтами инновационного развития.

По мнению экспертов Центра, представленные предложения нуждаются в доработке и конкретизации. Например, считают они, речь нужно вести не просто о кураторстве со стороны ФОИВ соответствующих институтов развития, а о точном распределении между федеральными министерствами ответственности за результаты их работы. Такой подход избавит от необходимости создавать еще одну управленческую структуру, а значит, позволит избежать неоправданных бюджетных трат.


Теги: , , ,

Добавить комментарий

Войти с помощью: